Оскар Уайльд
Оскар Уайльд
 
Если нельзя наслаждаться чтением книги, перечитывая ее снова и снова, ее нет смысла читать вообще

Оскар Уайльд - Автор художественных произведений

Гальфдан Лаангард - Оскар Уайльд. Его жизнь и литературная деятельность. Книгоиздательство "Современные проблемы", Москва, 1908 г. Перевод М. Кадиш.

Биография Оскара Уальйда

Следует всегда быть немного невероятным.
Только великим мастерам стиля удавалось быть непонятными.
Оскар Уайльд

Оскар Уайльд мог бы спеть вместе с певцом: "Когда же я вздумал жениться, пришлось мне — увы — со свободой проститься!"

Он, привыкший жить непринужденно, пользоваться всеми удобствами, писать, когда чувствовал "вдохновение" и бросать перо, когда пропадала охота, — словом, делать решительно всё, что хотелось, должен был искать постоянного заработка, когда убедился, что приданого жены не хватает для их жизни. И так как ему было предложено весьма унизительное, в его глазах, место редактора ежемесячного журнала "Woman’s World", то он не нашел другого исхода, как принять предложение. Для него не было ничего более ненавистного, как обязаться на определенную канцелярскую работу. "Нельзя", говорил он, "брать на себя никаких деловых обязательств, если не хочешь потерять понимания красоты жизни." И ко всему этому он не мог еще курить на этой "литературной фабрике"!

Равным образом не умел он и работать по команде. "Первое условие совершенства — это праздность. Цель совершенства — молодость," один из главных афоризмов Уайльда.

Она вытекает из его страстной любви к молодости, которая заставляет его кроме того утверждать: "Старость всему верит, зрелый возраст ничему не доверяет, и только молодость всё знает"; — или: "Есть нечто трагическое в том, что такое невероятное множество молодых людей начинают свою жизнь красотой и кончают ее тем, что берутся за полезную профессию."

Он думал, по-видимому, другими словами: Надо устранить молодежь от всякого труда, — дать ей жить только для красоты. Тогда она сохранит свою душу здоровой и свежей, а ум нетронутым серьезностью жизни. И, благодаря этому, молодежь будет, так сказать, всезнающа. Любовь Уайльда к молодости неисчерпаема: он всюду воздает ей хвалу, и в сочинениях и в речах. "Портрет Дориана Грея", например, не что иное, как гимн всему, что молодость и красота.

Тем не менее, он с некоторой гордостью говорил о своем новом звании редактора: "Я плачу гинею за страницу, безразлично, с иллюстрациями она или нет."

Сам же он в первые годы издал только несколько очерков, настолько много времени отнимали у него семейные обязанности нежного супруга. Молодая чета на Тайт Стрит не находилась тогда в блестящих материальных условиях, хотя этого отнюдь не было видно по их широкой жизни.

И лишь с 1885 года начинается его настоящая литературная деятельность. Сперва вышли его стихотворения "The Harlots House", затем значительно более ценная биографическая поэма Сфикс ("The Sphinx"), написанная в подражание "In Меmoriam" Теннисона; изящные, небольшие, символические сказки, собранные им под общим названием "Счастливый принц" ("The Happy Prince"); остроумные, написанные частью в форме диалогов очерки об искусстве и литературе, которые он позже издал под заглавием "Намерения" ("Intentions"); затем новеллы, как "Портрет господина У.Г." и "Преступление лорда Артура Сэвила" одновременно с "Гранатовым домиком" – собрание довольно неважных эскизов, ценность которых заключается, главным образом, в превосходных иллюстрациях.

К его литературным очеркам, в которых он пытался восставать против английского понимания искусства, мы вернемся несколько ниже. Большинство вышеупомянутых его произведений не велики.. Но в 1890 году вышло его главное произведение "Портрет Дориана Грея" ("The Picture of Dorian Gray,") единственная большая вещь, которую, по его словам, он написал в несколько дней, так как один из его друзей утверждал, что он никогда не в состоянии будет написать романа.

Когда Уайльд издал свою книгу, которая своим почти сладострастным расчленением душевных переживаний напоминает Мориса Метерлинка и Габриэля д’Аннунцио, в Англии раздался взрыв негодования. Там привыкли судить о книге по числу страниц, по количеству, а не по качеству, и эта "аморальная книга" была в глазах лицемерных англичан открытым кощунством. Но в некотором отношении книга сыграла и освободительную роль, дав возможность возмущенным излить свое скрытое негодование и предоставив случай прочесть свеженаписанную книгу тем, которым наскучили сентиментальные "дамские романы". В "Портрете Дориана Грея" выведен молодой человек из аристократической семьи — богатый и поразительно красивый. Один из его друзей рисует с него портрет, и он выражает странное желание сохранить навсегда ту же юношескую красоту, которая отразилась на портрете, между тем как последний должен стареть и становиться вместо него безобразным. Еще страннее то, что желание это действительно осуществляется. Он остается бодрым, цветущим юношей, а портрет делается всё безобразнее и безобразнее и отмечает на себе все следы его чрезмерных излишеств. В конце концов, он не в состоянии больше смотреть на это отражение своих пороков, режет его на куски, но убивает тем самым и свою душу и падает бездыханным. Тогда портрет получает снова свою первоначальную красоту, между тем как друзья и находят его самого безобразным стариком, которого они узнают только по кольцу на руке.

Кроме Дориана Грея в книге изображены еще двое других лиц, в которых невольно хочется видеть воплощение двух различных сторон характера Оскара Уайльда: философствующего бездельника и прилежного художника, который преклоняется перед прекрасным Дорианом, которому судьба как раз в апогее развития его дарования готовит трагический конец. Оба одинаково превосходные оригинальные фигуры, выхваченные из жизни, хотя, впрочем, такие типы встречаются так редко, что пришлось бы долго тщетно искать их, чтобы найти. Они добрый и злой принцип книги, два таких контраста, что Дориан Грей не может следовать жизненной философии одного, не будучи принужден убить в себе заветы другого. Кое-что остается читателю непонятным, когда он закрывает книгу. Так, например, он не узнает, в чем состоят излишества и пороки Дориана; об них приходится лишь догадываться. А вследствие этого думаешь иногда то, чего — быть может — автор и не хотел вовсе сказать.

Книга сама по себе полна захватывающего интереса и содержит помимо своей драгоценной оригинальности и безусловной самостоятельности много мастерски нарисованных картин, — как напр., сцена, когда Дориан Грей впервые замечает изменившееся выражение портрета или хотя бы первая глава, где Уайльд вводит нас в аристократическое общество и рисует его членов несколькими незначительными штрихами, изображая, однако, с таким совершенством различные черты их характера, что они встают перед читателем буквально живыми.

Кроме того "Портрет Дориана Грея" позволяет нам проникнуть в богато одаренную личность самого автора. С одинаково глубокой осведомленностью он говорит о цветах, картинах, драгоценностях, музыке и тысяче других предметов и свидетельствует тем самым о своей поразительной эрудиции. Прочтя "Дориана Грея", получаешь впечатление, будто читал книгу об Оскаре Уайльде, а не продукт творчества его самого. И это одно из главнейших достоинств книги, так как личность Оскара Уайльда достаточно интересна, чтобы стоило с ней познакомиться.

Известность Уайльда находилась теперь в зените. Он считался великим художником, вращался в высших аристократических кругах, и все жадно прислушивались к каждому слову, исходившему из его уст; его парадоксы и гениальные афоризмы курсировали по всему Лондону.

Он сам в это время несколько опустился; глаза его потеряли прежнюю красоту и мягкость и стали более тусклыми и холодными; речь лилась менее гладко, чем прежде — всё, быть может, благодаря чересчур широкой жизни и слишком шумным удовольствиям.

Никто не пользовался большим почетом там, где появлялся Уайльд, и его имя было занесено уже в список бессмертных.

Тогда он решил, что ему позволено буквально всё, что угодно.

И сразу всё рухнуло для него и превратилось в резкий контраст.





 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016—2024 "Оскар Уайльд"